Елена Веселаго. «О сложностях бизнес расстановок»

Елена Веселаго. «О сложностях бизнес расстановок»

Расстановочная работа возникла как работа с семейными динамиками и некоторое время развивалась только в этом контексте, не затрагивая такие «несемейные» темы, как бизнес, организационные проблемы, финансы, профессию, реализацию. В отдельных случаях эти темы рассматривались, но также в связи с семейными историями. Я объединю все эти темы названием «бизнес-расстановки», притом что это название, конечно, не является всеобъемлющим, т.к. мы рассматриваем не только вопросы [собственного] бизнеса, но также и работу по найму, службу и служение, профессиональный выбор, отношения внутри организации, отношения с сообществом партнерами, клиентами и поставщиками, регулирующими органами и многие другие темы, входящие в сферу Дела и профессии.

Гунхард Вебер говорит, что вместе с Бертом Хеллингером они начинали работать с этими темами в конце 80-х или начале 90-х годов, но Хеллингеру эта работа тогда была не интересна и «он передал ее мне»[1]. Но я бы хотела здесь обратить внимание не на сроки и приоритеты, а на произошедший тогда философский и технологический прорыв в развитии расстановок, значению которого, по-моему, уделяется недостаточное внимание, и он до сих пор не осознан полностью. Принципиально то, что в бизнес-расстановках появляются не-человеческие фигуры, такие как Прибыль, Товар, Фирма. А также появляются агрегированные фигуры, такие как Сотрудники, Клиенты, Отдел (состоящий также из сотрудников), Акционеры и др. Конечно же, в расстановках участвуют и человеческие фигуры (Начальник, Бухгалтер, Коллега), но это уже не члены семьи. Сейчас в этом нет ничего необычного, мы почти не обращаем внимание на свойство фигур (и это ведет к определенным сложностям, я буду говорить о них далее), но тогда в расстановках доминировала идея о том, что все члены семьи связаны единым морфическим полем, его несет в себе каждый человек и заместитель подключается к нему по принципу «душа заместителя чувствует душу своего прототипа». Присутствовала также и идея о том, что заместитель «просто» считывает невербальные сигналы тела клиента и «разыгрывает» в расстановке то, что скрыто от сознания клиента, но что он транслирует бессознательно. «Расстановка – это представление внутренней реальности клиента» — писали расстановщики по аналогии с другими методами психотерапии. В международной прессе я встречала эти идеи в последний раз в 2007 году, а в некоторых расстановочных «уголках» они живы и поныне.

Если рассматривать расстановки в контексте именно таких представлений, то возникают справедливые вопросы:

— что такое «душа» товара и каким образом клиент может невербально транслировать состояние этой души? Особенно, если это товар конкурентов. Что такое «душа» девелоперского проекта, например?

— как заместитель узнает состояние души многомиллионного долга?

Акционеров транснациональной корпорации (или даже небольшой сети ресторанчиков) ?

Сейчас эти вопросы звучат очень весело. А тогда, кажется, никто (?) не заметил, что с действующей концепцией расстановок явно что-то не так. Дело, похоже, не в душе и даже не в «едином поле организации». А в чем же тогда? Позднее я вернусь к этому вопросу, а пока еще немного истории.

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*